Некоммерческая организация — учреждение, чьей главной целью не является извлечение прибыли в результате своей деятельности. Такие компании обязаны действовать в соответствии с требованиями Федерального закона №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», принятого 12 января 1996 года. В число таких обществ входят те, что занимаются благотворительностью, волонтерством, а также правозащитные фонды. Подробнее о том, как происходит регистрация НКО, расскажет статья.
Пошаговая инструкция по регистрации
Чтобы регистрация НКО прошла успешно, необходимо знать действующее законодательство до мельчайших деталей. Работа в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов позволит заявителю избежать отказа от государственного органа в оформлении НКО. Ниже представлена подробная инструкция, составленная с опорой на закон.
Шаг 1. Определение направления и целей работы
Перед регистрацией НКО участникам надо понять, для чего они хотят создать такую организацию. Согласно закону №7-ФЗ физические и юридические лица вправе открывать некоммерческие учреждения, представленные ниже.
- Социальные фонды;
- Благотворительные фонды;
- Партнерства некоммерческого характера;
- Автономные некоммерческие организации (основная задача заключается в предоставлении услуг, связанных со здравоохранением, образованием, физкультурой и спортом);
- Общественные объединения;
- Союзы и ассоциации юридических лиц;
- Государственные корпорации;
- Религиозные общины.
Кроме того, в перечень включены и другие предприятия, которые не имеют дохода от своей деятельности. К ним относятся:
- Профсоюзы;
- Товарищества собственников недвижимости;
- Потребительские кооперативы.
Шаг 2. Определение юридического адреса
Поняв, для чего надо провести регистрацию НКО, ее члены должны определиться с юридическим адресом. На него будет приходить вся необходимая документация от государственных служб.
В качестве адреса можно использовать помещение, в котором проживает один из руководителей НКО. В таком случае требуется вместе с остальными документами предъявить сведения о том, что он является собственником квартиры. При проживании по адресу нескольких лиц, каждый из владельцев обязан написать свое согласие на ведение в помещении некоммерческой деятельности.
Также возможно взять в аренду помещение. Тогда арендодатель обязан предоставить гарантийное письмо с указанием того, что он согласен на то, чтобы его имущество использовалось в таких целях.
Кроме того, получится приобрести юридический адрес. Но данный способ является не самым надежным. Часто продаваемое помещение входит в список массовых адресов. Узнав об этом, государственный орган откажет в регистрации НКО.
Шаг 3. Выбор наименования для НКО
Определяя название для организации, следует опираться на правовые акты. Согласно постановлению Правительства РФ запрещается в имени фирмы использовать слова «Россия», «Москва», наименования международных организаций, субъектов Федерации производные от них.
К тому же, название в заявлении должно быть указано в полном виде. Заявитель вправе вписать краткое наименование, но он не обязан это делать. При этом в имени запрещено смешивать буквы из латиницы и кириллицы.
При использовании в наименовании слов, которые практически не применяются в РФ, требуется приложить письмо, поясняющее их значение.
Шаг 4. Составление Устава организации
Создавая Устав НКО, его члены должны знать, какие сведения требуется включить в этот официальный документ. Он должен содержать информацию, указанную ниже.
- Расположение (должно совпадать с юридическим адресом);
- Иерархия распределения полномочий (присутствие определенных органов в составе и управляющих лиц);
- Цели и виды деятельности (важно указать весь перечень);
- Данные, касающиеся филиалов;
- Основные и дополнительные права и обязанности членов НКО;
- Информация об имуществе, принадлежащем учреждению, и источниках его появления;
- Сведения о фирменной символике;
- Процесс внесения поправок в Устав.
После создания проекта Устава необходимо, чтобы его одобрила большая часть членов НКО на общем собрании. При несогласии большинства участников требуется внести поправки в документ и провести повторное совещание.
Шаг 5. Подача заявления для регистрации
Сейчас регистрацией НКО занимается Министерство юстиций Российской Федерации. Поэтому после сбора необходимых данных требуется направить пакет документов в отделение этого государственного органа. При этом филиал должен располагаться в непосредственной близости от юридического адреса общества (места нахождения отделений представлены на портале Госуслуг).
Шаг 6. Оплата государственной пошлины
В 2019 году стандартный размер госпошлины на регистрацию НКО составляет 4 тысячи рублей. Исключения составляют политические партии. Такие организации платят 3500 рублей за каждый открытый филиал. Общества, занимающиеся вопросами по оказанию помощи людям с ограниченными возможностями, платят 1400.
Оплатив пошлину, директор обязан приложить к отсылаемым документам соответствующую квитанцию.
При отказе в регистрации пошлина возврату не подлежит.
Способы регистрации НКО
У заявителя есть возможность самостоятельно направить документацию в Министерство.
Но также получится направить документы по почте. Для этого нужно заверять все сведения у нотариуса.
Удаленная подача возможна и через личный кабинет на портале государственных услуг. Для подтверждения достоверности указанных в электронном виде сведений заявитель обязан оформить электронную подпись.
Документы, необходимые для регистрации
- Устав (3 экземпляра);
- Решение единственного участника или протокол общего собрания учредителей;
- Сведения о членах;
- Квитанция об оплате госпошлины (оригинал и копия);
- Заявление по форме Р11001;