Регистрация НКО

Некоммерческая организация — учреждение, чьей главной целью не является извлечение прибыли в результате своей деятельности. Такие компании обязаны действовать в соответствии с требованиями Федерального закона №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», принятого 12 января 1996 года. В число таких обществ входят те, что занимаются благотворительностью, волонтерством, а также правозащитные фонды. Подробнее о том, как происходит регистрация НКО, расскажет статья.

Пошаговая инструкция по регистрации

 

Чтобы регистрация НКО прошла успешно, необходимо знать действующее законодательство до мельчайших деталей. Работа в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов позволит заявителю избежать отказа от государственного органа в оформлении НКО. Ниже представлена подробная инструкция, составленная с опорой на закон.

Шаг 1. Определение направления и целей работы

Перед регистрацией НКО участникам надо понять, для чего они хотят создать такую организацию. Согласно закону №7-ФЗ физические и юридические лица вправе открывать некоммерческие учреждения, представленные ниже.

  • Социальные фонды;
  • Благотворительные фонды;
  • Партнерства некоммерческого характера;
  • Автономные некоммерческие организации (основная задача заключается в предоставлении услуг, связанных со здравоохранением, образованием, физкультурой и спортом);
  • Общественные объединения;
  • Союзы и ассоциации юридических лиц;
  • Государственные корпорации;
  • Религиозные общины.

Кроме того, в перечень включены и другие предприятия, которые не имеют дохода от своей деятельности. К ним относятся:

  • Профсоюзы;
  • Товарищества собственников недвижимости;
  • Потребительские кооперативы.

Шаг 2. Определение юридического адреса

Поняв, для чего надо провести регистрацию НКО, ее члены должны определиться с юридическим адресом. На него будет приходить вся необходимая документация от государственных служб.

В качестве адреса можно использовать помещение, в котором проживает один из руководителей НКО. В таком случае требуется вместе с остальными документами предъявить сведения о том, что он является собственником квартиры. При проживании по адресу нескольких лиц, каждый из владельцев обязан написать свое согласие на ведение в помещении некоммерческой деятельности.

Также возможно взять в аренду помещение. Тогда арендодатель обязан предоставить гарантийное письмо с указанием того, что он согласен на то, чтобы его имущество использовалось в таких целях.

Кроме того, получится приобрести юридический адрес. Но данный способ является не самым надежным. Часто продаваемое помещение входит в список массовых адресов. Узнав об этом, государственный орган откажет в регистрации НКО.

Шаг 3. Выбор наименования для НКО

Определяя название для организации, следует опираться на правовые акты. Согласно постановлению Правительства РФ запрещается в имени фирмы использовать слова «Россия», «Москва», наименования международных организаций, субъектов Федерации производные от них.

К тому же, название в заявлении должно быть указано в полном виде. Заявитель вправе вписать краткое наименование, но он не обязан это делать. При этом в имени запрещено смешивать буквы из латиницы и кириллицы.

При использовании в наименовании слов, которые практически не применяются в РФ, требуется приложить письмо, поясняющее их значение.

Шаг 4. Составление Устава организации

Создавая Устав НКО, его члены должны знать, какие сведения требуется включить в этот официальный документ. Он должен содержать информацию, указанную ниже.

  • Расположение (должно совпадать с юридическим адресом);
  • Иерархия распределения полномочий (присутствие определенных органов в составе и управляющих лиц);
  • Цели и виды деятельности (важно указать весь перечень);
  • Данные, касающиеся филиалов;
  • Основные и дополнительные права и обязанности членов НКО;
  • Информация об имуществе, принадлежащем учреждению, и источниках его появления;
  • Сведения о фирменной символике;
  • Процесс внесения поправок в Устав.

После создания проекта Устава необходимо, чтобы его одобрила большая часть членов НКО на общем собрании. При несогласии большинства участников требуется внести поправки в документ и провести повторное совещание.

Шаг 5. Подача заявления для регистрации

Сейчас регистрацией НКО занимается Министерство юстиций Российской Федерации. Поэтому после сбора необходимых данных требуется направить пакет документов в отделение этого государственного органа. При этом филиал должен располагаться в непосредственной близости от юридического адреса общества (места нахождения отделений представлены на портале Госуслуг).

Шаг 6. Оплата государственной пошлины

В 2019 году стандартный размер госпошлины на регистрацию НКО составляет 4 тысячи рублей. Исключения составляют политические партии. Такие организации платят 3500 рублей за каждый открытый филиал. Общества, занимающиеся вопросами по оказанию помощи людям с ограниченными возможностями, платят 1400.

Оплатив пошлину, директор обязан приложить к отсылаемым документам соответствующую квитанцию.

При отказе в регистрации пошлина возврату не подлежит.

Способы регистрации НКО

У заявителя есть возможность самостоятельно направить документацию в Министерство.

Но также получится направить документы по почте. Для этого нужно заверять все сведения у нотариуса.

Удаленная подача возможна и через личный кабинет на портале государственных услуг. Для подтверждения достоверности указанных в электронном виде сведений заявитель обязан оформить электронную подпись.

Документы, необходимые для регистрации

  • Устав (3 экземпляра);
  • Решение единственного участника или протокол общего собрания учредителей;
  • Сведения о членах;
  • Квитанция об оплате госпошлины (оригинал и копия);
  • Заявление по форме Р11001;