В России очень распространена регистрация компаний в виде акционерных обществ. Такая правовая форма предусматривает выпуск акций – эмиссию, которые распределяются между участниками общества. Регистрация ЗАО требует определенных знаний в данной сфере, так как при нарушении последовательности этапов или несоблюдении норм законодательства существует высокий риск отказа.
ЗАО и НАО: что изменилось?
До сентября 2014 года АО делились на закрытые и открытые. Федеральным законом №99 от 5 мая введены новые виды обществ – публичные и непубличные.
Публичные АО содержат следующие признаки:
- ценные бумаги размещаются посредством открытой подписки;
- акции свободно покупаются/продаются на рынке;
- устав и название компании свидетельствуют о том, что АО является публичным.
Акционерные общества, не соответствующие перечисленным характеристикам, признаются непубличными. Предприятия, зарегистрированные до 1 сентября 2014 года, имеющие форму ЗАО, могут осуществлять свою деятельность на основании старых правил. Вносить изменения в учредительные документы такие организации не обязаны.
В целом ЗАО и НАО очень схожи по характеристикам и критериям отнесения акционерного общества к определенному типу. Существенным изменением является количество участников: ранее оно имело ограничение – 50 человек. Количество участников публичного АО неограниченно.
Преимуществом НАО является закрытый перечень участников, а также отсутствие необходимости публиковать результаты своей деятельности в открытых источниках.
Регистрация непубличной компании: подготовительный этап
Регистрация непубличного АО состоит из нескольких этапов:
- подготовительный;
- проведение собрания;
- подача документации;
- эмиссия.
На первом этапе необходимо определить основные юридические моменты деятельности фирмы:
- наименование;
- адрес;
- ОКВЭД;
- круг участников.
Для формы собственности компании АО на первоначальном этапе также следует определить регистратора, который будет осуществлять ведение реестра акционеров ЗАО.
Проведение учредительного собрания
Прежде чем зарегистрировать юридическую фирму в виде АО нужно провести собрание, на котором будущие акционеры принимают и подписывают:
- решение о создании;
- устав;
- договор об образовании общества.
Также на собрании решаются организационные и юридические вопросы:
- последовательность формирования уставного капитала;
- тип и номинальная стоимость акций;
- порядок оплаты.
Если учредителем фирмы является один человек, то договор об образовании ЗАО не заключается. Документом об образовании акционерного общества в данном случае является Решение учредителя о создании АО.
Сбор и подача документов
Для регистрации ЗАО в Москве следует направить в ФНС документы:
- заявление;
- квитанцию об уплате госпошлины;
- устав;
- решение о создании;
- договор.
Госпошлина определяется в соответствии с НК РФ и составляет 4 тысячи рублей. Дополнительно предоставляются:
- заявление на переход на УСН;
- гарантийное письмо на предоставление юридического адреса;
- акт приема-передачи имущества – если уставной капитал оплачивается в натуральной форме.
Подать документы на регистрацию могут все участники ЗАО или единоличный представитель по доверенности. Инспектор примет документацию и выдаст заявителю расписку. В указанный день необходимо повторно обратиться в ИФНС за получением документов, подтверждающих регистрацию:
- ОГРН;
- ИНН;
- ЕГРЮЛ.
В течение 90 дней с момента регистрации участники обязаны оплатить не менее 50% акций денежными средствами. Уставный капитал ЗАО должен быть не менее 10 тысяч, которые вносятся наличными деньгами в кассу или путем зачисления на банковский счет. Остальная сумма устава может оплачиваться имуществом. После получения документов АО может приступать к финальному этапу – эмиссии акций.
Финальный этап: формирование уставного капитала и эмиссия
Регистрацией выпуска акций в РФ занимается Центробанк. Акционерные общества должны учитывать следующие нюансы:
- срок первоначальной эмиссии – 30 дней с момента регистрации в ИФНС;
- регистрация эмиссии осуществляется одновременно с оформлением отчета о выпуске;
- ценные бумаги размещаются посредством перераспределения между участниками;
- цена размещения не может быть меньше, чем номинальная стоимость ценной бумаги.
Для регистрации эмиссии АО представляет в Центробанк следующие документы:
- заявление на регистрацию;
- анкету эмитента;
- копии учредительных документов;
- решение и отчет о выпуске;
- квитанцию об уплате госпошлины;
- договор с регистратором.
Если ценные бумаги были оплачены в натуральной форме, то дополнительно прикладывается отчет независимого оценщика о стоимости имущества. Копии всех документов заверяются руководителем АО или нотариально.
Регистрация акционерного общества – сложный юридический процесс, включающий в себя множество нюансов. Чтобы минимизировать риск отказа, лучше обратиться к профессиональному юристу, который поможет в подготовке документации и даст юридическую консультацию на любом этапе регистрации ЗАО. Также можно заказать регистрацию «под ключ».
Компания ООО «Зарегистрируем ООО» предоставляет клиентам следующие услуги по регистрации акционерных обществ:
- подготовка документации;
- оплата госпошлины;
- подбор кодов ОКВЭД;
- предоставление юридического адреса;
- изготовление печати;
- получение кодов статистики, ПФР, ФСС и выписки ЕГРЮЛ;
- курьерская доставка документов;
- заключение договора на банковское обслуживание;
- регистрация первичной эмиссии акций ЗАО.